Как управлять катером
Полная инструкция по управлению катером с подвесным лодочным мотором
Важно
Помните, что безопасность всегда должна быть вашим приоритетом. Если вы не уверены в своих навыках управления катером, рекомендуется внимательно изучить инструкции, пройти инструктаж или курс обучения перед эксплуатацией катера.
Инструкция по управлению катером с подвесным лодочным мотором
Шаг 1:
Ознакомьтесь с катером и его компонентами
  • Изучите расположение и функции основных органов управления: рулевого колеса, рычага газа, реверса, тримом(подъёмом мотора)

  • Познакомьтесь с приборами на панели управления, такими как спидометр, датчик трима тахометр и компас, медиа-система, глубиномер или эхолот
Шаг 2:
Проверьте безопасность и подготовку катера
  • Убедитесь, что на борту есть достаточное количество спасательных жилетов для каждого пассажира(штраф ГИМС за отсутствие жилета НА пассажире 15-20 тыс.)
  • Проверьте состояние и работоспособность лодочного мотора, а также наличие достаточного количества топлива и масла.
  • Убедитесь, что все прочие системы и оборудование катера исправны.
Шаг 3:
Запуск лодочного мотора
  • Перед запуском Обязательно убедитесь, что рычаг газа находится в нейтральном положении поскольку возможны 2 варианта: мотор запуститься на передаче, а судно неожиданно начнёт движение, в следствии чего возможно его повреждение или мотор не заведётся вовсе(в этом случае необходимо слегка подвигать его вперёд-назад до попадания в нейтральное положение)

  • Вставьте ключ в замок зажигания, а страховочную чеку(красный шнур на рисунке) в паз(красный штырёк под ключом) для неё, и поверните ключ сначала наполовину, затем до конца, чтобы активировать систему зажигания.

  • Поднимите мотор тримом(кнопка под большим пальцем на рычаге газ-реверс),при наличии, если находитесь на мелководье, чтобы избежать повреждения винта при запуске.

ни в коем случае не поднимайте запущенный мотор полностью из воды даже на выключенной передаче - поломка 100%
Шаг 4:
Управление катером
Не переключайте газ-реверс рывками, движения ручки должны быть плавными
  • Нажмите кнопку под безымянным пальцем на ручке газ-реверс и включите передачу медленно перемещая рычаг вперед или назад, в зависимости от ситуации.
  • Для увеличения скорости плавно толкайте рычаг газа от себя, чтобы увеличить обороты мотора. Для снижения скорости потяните рычаг на себя.
  • Для включения реверса переместите рычаг управления тягой, сначала в нейтральное, а затем в заднее положение.
  • Осуществляйте маневрирование с осторожностью и плавно, особенно при изменении скорости или направления движения.
  • Поворачивайте рулевое колесо в желаемом направлении для изменения курса катера.
Шаг 5:
Приближение к берегу и причалу
Убедитесь, что лодочный мотор полностью выключен перед выходом с катера.
  • Снижайте скорость заранее и осторожно приближайтесь к берегу или причалу.
  • Обратите внимание на препятствия, другие суда и буйки вокруг вас, чтобы избежать столкновений.
  • Постепенно снижайте обороты мотора до полной остановки.
  • Переключите рычаг газа в нейтральное положение.
  • При причаливании убедитесь, что мотор находится на нейтрали и заглушите его перед швартовкой.
Что делать если мотор не заводиться или заглох

Последовательность действий в данной ситуации Если мотор на катере или маломерном судне не заводится или заглох, не паникуйте. Проверьте топливо, аккумулятор, зажигание, свечи зажигания, провода и соединения, а также систему охлаждения. Если проблема не устраняется, обратитесь к профессионалам.

  • 1
    Проверьте топливо
    Убедитесь, что у вас есть достаточное количество топлива в баке и что топливный шлаг надежно присоединен к мотору и баку. Клапан на баке должен быть открыт. Прокачайте грушу.
  • 2
    Проверьте что рычаг газ-реверс находиться в нейтральном положении
    Это очень важный момент, зачастую проблема с запуском связана с этим.
    Немного подвигайте ручку сначала вперёд до включения передачи(F) и обратно на N(нейтраль), затем назад(R) и на N. Запускайте двигатель.
    Возможно из-за растянутого тросика придётся подвигать ручку в пределах положения N на несколько миллиметров вперед или назад для попадания в нужное положение.
  • 3
    Проверьте зажигание
    Убедитесь, что ключ зажигания находится в правильном положении. А защитная скоба установлена под красную кнопку. Попробуйте повернуть ключ в положение "ON" или "Start" и попробуйте снова завести мотор.
  • 4
    Проверьте винт
    Зачастую на винт наматываются водоросли, что затрудняет движение винта и ведет к падению скорости и перегреву. Вследстие чего к аварийному отключению двигателя.
    Поднимите мотор с помощью рычага
  • 5
    Проверьте уровень масла
    На большинстве моторов установлен датчик уровня масла, и при его снижении ниже критического уровня, мотор переходит в аварийный режим работы(глохнет и не поднимает обороты) во избежание перегрева и заклинивания.
  • 6
    Проверьте систему охлаждения
    Убедитесь, что система охлаждения функционирует должным образом (из контрольного отверстия в задней части мотора должна стабильно и соразмерно увеличению оборотов прокачиваться вода) и что двигатель не перегревается.

  • 7
    Проверьте аккумулятор, провода и соединения
    Убедитесь что аккумулятор исправен, а ключ массы повернут. Проверьте провода и соединения на предмет повреждений или окисления. Убедитесь, что все соединения плотно закреплены.
Пункт проверки 1:
Проверьте топливо и Подключение топливного шланга
Проверка топлива и подключение топливного шланга у подвесного лодочного мотора являются важными шагами для обеспечения безопасности и правильного функционирования мотора:
  • Перед каждым использованием мотора убедитесь, что у вас достаточное количество топлива в баке для запланированной прогулки.
  • Проверьте уровень топлива с помощью топливного датчика или открутив крышку на баке. Никогда не пытайтесь оценить уровень топлива по внешнему виду или "покачиванию" лодки.
Подключение топливного шланга:
  • Убедитесь, что топливный бак и топливный шланг хорошо закреплены и герметично соединены с двигателем.
  • Проверьте состояние топливного шланга на наличие трещин, повреждений или утечек. При обнаружении повреждений замените шланг на новый.
Штуцер топливного шланга, нажатием на металлическую часть
устанавливается в соответствующее гнездо на правой части
Пункт проверки 4:
Проверьте Винт
Проверка и очистка винта важны для обеспечения безопасности и эффективности работы вашего судна.
Подготовка к работе:
  • Убедитесь, что катер находится на безопасном месте или на берегу, а двигатель полностью выключен.
  • Отключите зажигание и снимите ключ от замка зажигания для предотвращения случайного запуска двигателя и поставьте ручку газа в положение нейтраль(N).
  • Будьте осторожны, чтобы избежать порезов или других травм при работе с винтом.

Поднятие мотора:
  • Если у вас есть гидроподъем, то воспользуйтесь им.
  • Если нет, используя ручку стопора(надавите или потяните до щелчка), обычно плоская и широкая(правее красной точки на картинке)в районе крепления к транцу посередине , аккуратно поднимите мотор на себя за специальную выемку на крышке мотора до тех пор, пока винт не будет полностью извлечен из воды и до щелчка фиксатора. Это позволит вам осмотреть и очистить винт безопасно.
  • Водоросли и мусор
    Внимательно рассмотрите весь винт на предмет наличия водорослей, рыбных сетей, пластикового мусора и других предметов, которые могли бы застрять в винте.
  • Повреждения
    Проверьте наличие повреждений винта, таких как сколы, изгибы или износ лопастей в воде может быть тяжелый плавучий мусор, камни.
Проверка и очистка винта важны для обеспечения безопасности и эффективности работы вашего судна.
Очистка и проверка винта
  • Используйте мягкую щетку или стальную щетку с нейлоновыми щетинками для удаления водорослей и других накоплений с винта.
  • Будьте осторожны, чтобы не повредить лопасти винта при очистке. Избегайте использования жестких металлических щеток, чтобы предотвратить повреждения поверхности(после повреждения краски при неполадках с анодом возможна сильная коррозия).
Проверка крепления винта
  • Проверьте крепление винта к мотору на предмет люфтов или неисправностей. Убедитесь, что гайки и болты крепления винта надежно затянуты и стопорная чека на месте.
Осторожно опустите мотор обратно в воду, используя рычаг, чтобы снова погрузить винт.

  • После того как мотор снова находится в воде, запустите его и дайте работать на холостом ходу в течение нескольких минут.
  • Внимательно следите за работой мотора и звуком винта, чтобы убедиться, что нет никаких необычных звуков или вибраций.
  • Проверьте, нет ли утечек или других проблем после того, как мотор поработал несколько минут в воде.
Повторяйте проверку винта и его окружения после каждой поездки на катере.

Пункт проверки 7:
Проверьте Электросистему
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Проверка аккумулятора, проводов, соединений и свечей зажигания важна для обеспечения правильной работы подвесного лодочного мотора. Вот подробная инструкция по выполнению этих проверок:
  • Откройте крышку мотора, чтобы получить доступ к проводам и свечам зажигания.
  1. Проверка свечей зажигания:
  • Отверните свечи зажигания с помощью специального ключа.
  • Оцените состояние электродов свечей. Они должны быть чистыми, без налета углерода или масла. Если свечи выглядят загрязненными, замените их.
  • Проверьте зазор между электродами свечи с помощью специального измерительного инструмента. Установите правильный зазор при необходимости.

  • Осмотрите аккумулятор на наличие повреждений, трещин или утечек электролита. Если обнаружены повреждения, замените аккумулятор.
  • Проверьте зажимы аккумулятора на наличие коррозии. Очистите их, если необходимо, используя щетку для очистки и раствор щелочи.
  1. Проверка ключа массы:
  • Убедитесь, что ключ массы аккумулятора плотно закреплен на корпусе двигателя или на раме лодки.
  • Проверьте состояние проводов, соединяющих ключ массы с корпусом. Убедитесь, что они целы и не имеют повреждений.
  1. Проверка проводов и соединений:
  • Осмотрите провода и соединения на наличие повреждений, искривлений, разрывов или окисления.
  • Убедитесь, что все соединения плотно прикреплены. При необходимости затяните гайки или болты.
  1. Замена и устранение неисправностей:
  • При обнаружении поврежденных или неисправных деталей замените их новыми.
  • После замены или ремонта проведите повторную проверку всех систем.
  1. Повторная проверка:
  • После завершения всех проверок и, если необходимо, замен деталей, повторно проверьте работоспособность двигателя, запустив его и дав ему проработать несколько минут на холостом ходу.
  • Внимательно наблюдайте за любыми признаками неисправности и убедитесь, что мотор работает стабильно и без проблем.
Следуя этим инструкциям, вы сможете правильно проверить аккумулятор, провода, соединения и свечи зажигания вашего подвесного лодочного мотора и обеспечить его безопасную и эффективную работу.

После изучения этой инструкции вы сможете овладеть теорией управления катером с подвесным лодочным мотором, осуществлять маневрирование с легкостью и обеспечивать безопасность для себя и пассажиров. Вы можете почувствовать себя капитаном и попробовать встать у штурвала катера или яхты, как минимум для того чтобы сделать потрясающие фото для соцсетей, возможно даже управлять судном под чутким присмотром наших капитанов, эта возможность остается на их усмотрение) https://nord-sup.ru/boats

Лопухинский сад,ул. Академика Павлова, 11А, режим работы с 9:00 до 23:00 +79500047101